Родственные связи индоевропейской праобщности


> > Праобщности, родственные индоевропейцам
Праиндоевропейский корнеслов: A | B | Bh | D | Dh | E | G, G̑ | Gh, G̑h | Gw | Gwh | I, Y | K, K̑ | Kw | L | M | N | O | P | R | S | T | U, W
Русско-индоевропейский словарь: Б | В | Г | Д | Е, Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Я
Этимологические словари-источники: Покорного | Старостина | Коблера | Уоткинса
Словари древних и.-е. языков: Авест. | Вен. | Гот. | Др.-греч. | Др.-ирл. | Др.-макед. | Др.-перс. | Иллир. | Лат. | Оск. | Пали | Прус. | Др.-инд. | Ст.-слав. | Тохар. | Умбр. | Фрак. | Фриг. | Хетт. | Ятв.

В древнейший период своей истории праиндоевропейцы стояли у порога цивилизации на малоазийской прародине, что выразилось в освоении производящей экономики, одомашнивании животных, чудесах строительной техники для своего времени, существовании мировоззренческой системы, оформленной в сложных ритуалах и культах. В сфере культа, вероятно, появляются зачатки письменности.

Именно на Балканах мы видим зарождение древнейшей мировой цивилизации [культура Винча - будущий Фракийский центр?]. Оставляя в стороне терминологические споры, называть ли такую форму существования праинцоевропейского общества цивилизацией или протоцивилизацией, мы обязаны констатировать, что это высочайшая культура того времени (V-IV тыс. до н.э.), давшая миру первую письменность [критскую?], города, ремесло, высокопроизводительную экономику, металлургию, религию, что позволило сохраниться почти в неизменном виде этой праиндоевропейской цивилизации почти 2000 лет. (Сафронов. Индоевропейские прародины)

Разделы о пракультуре индоевропейцев и её устойчивости:

  1. Становление позднеиндоевропейской культуры
  2. Общие сюжеты индоевропейских литератур
  3. Жестокость и деспотизм или гуманность и свобода - в основе жизни индоевропейцев?
  4. Хозяйственный уклад индоевропейцев - причина распространения их языка и культуры
  5. Устойчивость индоевропейской культуры - в модели её существования

Становление позднеиндоевропейской культуры

Позднеиндоевропейская культура, зародившаяся в Западной Словакии, продолжила все традиции праиндоевропейцев среднеиндоевропейского периода - цивилизации Винча, распространила их от Скандинавии до Дуная, от Рейна до Прикарпатья. Особое значение этого периода в развитии культуры праиндоевропейцев заключается в культурном освоении огромных территорий и передачи своих достижений в инокультурную среду. Неожиданным оказался итог раздумий о вкладе праиндоевропейцев в сокровищницу общечеловеческой мысли и культуры, тем более неожиданным, что отдельные выдающиеся достижения праиндоевропейской культуры известны еще с прошлого века.

Трудно выделить самое главное, но мы бы остановились на том, что как их потомки, индоевропейцы нового времени, открыли Новый Свет, так индоевропейцы Древнего Мира открыли человечеству знание о целостности земного дома, единстве нашей планеты. Начало этому было положено путешествиями праиндоевропейцев с юга на север Европы, затем восточноевропейскими и азиатскими миграциями индоевропейцев, когда впервые были преодолены огромные земные, пространства. А сами индоевропейские путешествия стали возможными благодаря изобретению праиндоевропейцами колесного транспорта (IV тыс. до н. э.) [и коневодства тоже - см. статью об индоевропейских миграциях с Урала в Средиземноморье].

Общие сюжеты индоевропейских литератур

Период общего развития индоевропейских народов (праиндоевропейский период) нашел отражение в удивительных сходствах великих литератур древности, как Авеста, Веды, Махабхарата, Рамаяна, Илиада, Одиссея, в эпосах скандинавов и германцев, осетин, легендах и сказках славянских народов. Эти отражения сложнейших мотивов и сюжетов общеиндоевропейской истории в древнейших литературах и фольклоре, разделенных тысячелетиями, завораживают и ждут своего истолкования. Однако появление этой литературы стало возможным, благодаря созданию праиндоевропейцами метрики стиха и искусства поэтической речи, которая является древнейшей в мире (не позже IV тыс. до н. э.)

История праиндоевропейского народа не дошла так компактно и в деталях, как история еврейского народа и государства Израиля, сохраненная в Библии. Однако как знать, не отразились ли реальные повороты праиндоевропейской истории в мифологической периодизации "золотой, серебряный, медный, железный век", а эпохальные события - в общих индо-европейских сюжетах. Во всяком случае Геродот органично увязывает события, чисто исторические, с преданиями, находя в последних много исторических моментов. Вероятно, весь вопрос состоит в том, как подобрать этот ключ к кладезю праиндоевропейской истории, рассеянной в литературах и мифах индоевропейских народов.

Жестокость и деспотизм или гуманность и свобода - в основе жизни индоевропейцев?

Дюмезиль в своих выдающихся трудах реконструировал праиндоевропейскую мифологию, социальную структуру праиндоевропейского общества, которая сохранилась в европейских государствах вплоть до средневековья. И приходится только удивляться устоявшейся точке зрения на низкую культуру праиндоевропейцев - "рыжеволосых гигантов-пастухов" (Гимбутас, 1970, с. 15 и сл.), которые "из украинских степей вторгаются на запад, сжигая дотла деревни культур Триполья и Кукутени" (Бона, 1961, с. 3, см. Титов, 1986), варварски разрушая высокие протоцивилизации Европы (Гимбутас, 1970, 1973). Такие взволнованные рассказы о "славных" деяниях наших "воинственных" предков лишены той высокой духовности и гуманизма [одно другому не мешвет, как и расстреливать из пушек сипаев], которые присущи древним индоевропейским литературам, которые составляют жемчужину в сокровищнице мировой литературы.

Подобный взляд на праиндоевропейцев не согласуется и с тем, что индоевропейцы создали на Древнем Востоке почти одновременно с шумерским и семитским государствами свои государства с федеративной формой устройства, отличной от модели древневосточных деспотии [однако, в самые древние времена и на Востоке были федерации - номы Египта и Месопотамии]. Пурусханда [миттано-арийский?] и Канес (хеттский) упоминаются в эблаитских документах с середины III тыс, до н. э.

И если еще как-то можно допускать влияние субстрата и адстрата на появление хеттского и лувийских государств, то никак не объяснить внешним воздействием организацию греческих центров государственности и высокой элладской культуры, которая была создана индоевропейцами и только индоевропейцами. [Да, эллины много взяли от ахейцев, а те - от минойцев, но демократия - изобретение, действительно, сугубо индоевропейское.]

Хозяйственный уклад индоевропейцев - причина распространения их языка и культуры

Создав свою систему знаний о мироздании, открывших человечеству дорогу к цивилизации, праиндоевропейцы стали творцами древнейшей мировой цивилизации, которая на 1000 лет древнее цивилизаций долины Нила и Междуречья. Наблюдается парадокс: лингвисты, воссоздав по данным лингвистики облик праиндоевропейской культуры, по всем признакам соответствующей цивилизации, и определив ее древнейшей в ряду известных цивилизаций (V-IV тыс. до н.э.), не смогли перейти рубикон сложившихся стереотипов, что "свет всегда идет с Востока", и ограничились поисками эквивалента такой культуре в областях Древнего Востока (Гамкрелидзе, Иванов, 1984), оставляя в стороне Европу как "периферию ближневосточных цивилизаций".

Цивилизация праиндоевропейцев оказалась настолько высокой, устойчивой и гибкой, что выжила и сохранилась, несмотря на мировые катаклизмы, включая и глобальные изменения климата в начале III тыс. до н. э. Именно позднеиндоевропейская цивилизация дала миру великое изобретение - колесо и колесный транспорт, причем создала его в момент жизненной необходимости. Наступление аридности требовало резкой смены хозяйства, перехода к полукочевому и кочевому скотоводству, поскольку земледелие не давало гарантированных урожаев. Индоевропейцы оказались на уровне требований времени и создали кочевой уклад, только и позволивший им пройти бескрайние просторы евразийских степей, дойти до Китая и Индии. В этой связи не следует рассматривать кочевое хозяйство как примитивное сравнительно с земледельческим; это означало бы лишиться исторической перспективы, поскольку известные 2 формы древнейшего кочевничества - индоевропейская и семитская - происходят от высоких цивилизаций Винчи-Лендьела и Шумера соответственно.

Существуют предпосылки зарождения кочевого хозяйства в недрах цивилизации с земледельческо-скотоводческим укладом. Это молочное хозяйство, селекционное высокоразвитое скотоводство и варьирование состава стада в зависимости от ландшафтно-климатических характеристик, а также перекочевки. Не будь больших речных и морских миграций праиндоевропейцев, позволивших им освоить Центральную и Северную Европу, вряд ли стали возможными восточноевропейские и азиатские миграции индоевропейцев, которые ознакомили полмира с открытиями и достижениями ИЕ культуры. История индоевропейцев должна рассматриваться в диалектическом единстве этих 2 хозяйственных укладов.

Устойчивость индоевропейской культуры - в модели её существования

Изучение индоевропейской цивилизации, прошедшей почти 9-тысячелетний путь развития, поучительно. Что позволило ей сохраниться, выжить и вместе с тем сохранить доминирующие позиции в решении судеб мира? Есть ли здесь улавливаемая закономерность? Естественно, мнения могут быть самые разнообразные и множественные.

Мы считаем, что залог устойчивости индоевропейской культуры был создан праиндоевропейцами. Он выражается в модели существования культуры как открытой системы с включением инновации, не задевающих основ структуры ее. Фундаментальным свойством праиндоёвропейской цивилизации лежащим в основе ее прогресса, является интенсивность (термин Топорова в отношении археологически неопределенной древнебалканской цивилизации - Топоров, 1986, с. 12), т. е. перенос центра тяжести на развитие форм экономической жизни "с отделением усилий от их плодов определенным временем" [т.е., долгосрочное планирование?].

Связываемый Топоровым с древнебалканской цивилизацией "исключительный для той эпохи уровень знаковости", правильнее было бы отнести к праиндоевропейской цивилизации и видеть в этом наметившееся размежевание эмпирического с абстрактным, предопределившим приоритет индоевропейцев в научном познании мира. Как форму существования праиндоевропейцы предложили модель, удержавшуюся во все времена - выведение колоний в иноязычную и инокультурную среду и доведение их до уровня метрополии [т.е., не только захват, но и "внешнее поглощение"]. Сочетание открытости с традиционностью и новаторством, формула которого была найдена для каждого периода развития индоевропейской культуры, обеспечило сохранение индоевропейских и общечеловеческих ценностей.


Прародина индоевропейцев: | Родственные общности | Миграции | Мифические родины | Книги об ИЕ-проблеме | Дивергенция праязыка
Родственное: Индоевропеистика | Ностратическая прародина | Y-популяции Европы | Древняя Евразия | Климаты и миграции
Полезное: Древние цивилизации | Индоевропейские мифы | Карты

© «Proto-Indo-European.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012. Пишите письма (Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).
Страница обновлена 10.09.2016
Яндекс.Метрика