|
|
|
![]() Ударение в праиндоевропейском языке было свободным (могло находиться на любом слоге в слове) и подвижным (могло смещаться в пределах парадигмы одного слова). В основном при реконструкции праиндоевропейского ударения учёные опираются на данные древнегреческого языка и ведийского санскрита, в меньшей степени на данные балтийских, славянских и германских языков. Ударение было присуще большинству слов праиндоевропейского языка, безударными могли быть только частицы, союзы, предлоги, некоторые формы местоимений (так называемые клитики). |
Разделы страницы о тоновом строе праиндоевропейской речи:
По мнению И.И.Богатыревой, налицо 1) ярко выраженный силовой характер раннего общеиндоевропейского ударения, 2) его смешанный (силовой и тоновый) характер в более поздний период существования праязыка и 3) типично тоновое ударение общеиндоевропейского языка эпохи распада.
Лучше всего индоевропейскую систему ударения сохранил ведийский санскрит (до начала новой эры), в котором ударение оставалось свободным и было музыкальным. В ведийском санскрите было три тона — высокий, низкий и понижающийся. Основным тоном был высокий (udāttaḥ). На слог, следующий за слогом с высоким, приходился восходяще-нисходящий тон (svaritaḥ) (он становился самостоятельным ударением, когда в предшествующем слоге гласный с высоким тоном исчезал в результате сандхи). На все остальные слоги падал низкий тон (anudāttaḥ).
О природе ударения ведутся споры. С одной стороны, данные ведийского санскрита, древнегреческого и балтославянских языков указывают на то, что ударение было тоническим. С другой стороны, возникновение аблаута связывается с редукцией гласных, которая обычно характерна для языков с динамическим ударением. Кроме сторонников тонического (А.Мейе, Р.Бекес) и динамического характера праиндоевропейского ударения, существуют и компромиссные позиции, согласно которым первоначально ударение носило динамический характер, а под конец существования праязыка изменило свой характер на тонический или сочетало в себе черты и динамического ударения, и тонического
А Л.Г. Герценберг создал гипотезу, согласно которой в праиндоевропейском языке было 4 тона, в основе которых лежало 2 различительных признака: высота/сила и ларингализованность/фарингализованность. Причём, по мнению автора, эти тоны могли влиять на согласные звуки.
Древнегреческие и ведийские данные позволяют восстановить для праиндоевропейского языка 2 акцентные парадигмы:
В 1926 году Х. Педерсен выделил у праиндоевропейского существительного 2 аблаутно-акцентных класса:
Индоевропеисты Д. Адамс и Дж. Мэллори выделяют также
Языковед М. Мейер-Брюггер выделяет 3 класса с неподвижным ударением:
и 4 класса с подвижным ударением:
Для тематических существительных было больше характерно постоянное ударение в парадигме, а для атематических - подвижное.
А. Лубоцкий полагает, что место ударения в праиндоевропейском слове было детерминировано принадлежностью морфем слова к определённым просодическим классам (в этом он развивает концепцию В. А. Дыбо, согласно которой в балто-славянских языках выбор акцентной парадигмы у непроизводных слов немотивирован, а у производных мотивирован). Лубоцкий выводит следующее правило взаимосвязи структуры корня и ударения:
протерокинетический (протеродинамический) |
голокинетический (голодинамический) |
гистерокинетический (гистеродинамический) |
акростатический | |
---|---|---|---|---|
И. п. | *h2óiu «жизнь» | *póntōh2s «путь» | *ph2tḗr «отец» | *bhréh2tēr «брат» |
Р. п. | *h2ióus «жизни» | *pņth2ós «пути» | *ph2trós «отца» | *bhréh2tŗs «брата» |
|